ОЧИРО



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Рецензия на фильм Романа Полански "Горькая луна",
Небольшое пояснение

Все мои френды в блогах Мэйл.Ру пишут рецензии на кинофильмы. Пишут изумительно - да и нечему удивляться: они, в отличие от меня, настоящие писатели и поэты. Я же даже на звание сетевого автора не претендую. Но глупо было бы проводить столько времени с необычными людьми, и ничему у них не научиться.
Поэтому один-единственный раз (и последний) захотелось написать рецензию... Почти рецензию. Речь о фильме Романа Полански "Горькая луна". Православная френда меня спросила - отношу ли я этот фильм к эротике. Пожалуй, нет.
В начале 80х наверно можно было посчитать печальную историю любви, изуродованной страстями, попытавшейся обмануть закон бытия, эротикой. Но кого в 21м веке удивишь обнаженным бюстом и перечислением экзотических секс-практик?
Нет, для меня этот фильм никогда не был эротикой. Для меня он созвучен рассказу Джека Лондона "Боги смеются". Только герои "Горькой луны", в отличие от героев Дж.Лондона, избрали противоположный способ, пытаясь удержать чувство-мотылек. Но крайности сошлись в полной безнадежности: конец был одинаков и для тех, и для других.

Горькая луна
Жанр: Драма
Режиссер: Роман Полански
По мотивам Пасцал Бруцкнер - новел "Лунес де Фиел"
Музыка: Вангелис


Такая вот любовь

Живущий в Париже обеспеченный холостяк Оскар прожигает жизнь, в надежде однажды написать гениальный роман. Дни его проходят в бесконечной череде вечеринок и сменяющих друг друга женщин. Но однажды весенним ясным утром в автобусе он встретил Мими.
Одинокая небогатая девушка приехала покорять Париж, у нее никого и ничего нет, кроме юности и надежды. Мими учится в танцевальной школе, а на жизнь зарабатывает в недорогом ресторанчике.
В то утро у нее не оказалось с собой денег, чтоб заплатить за проездной билет. Оскар "спасает" незнакомку, отдав ей свой, и принимает на себя позор разбирательства с контролерами. Автобус уезжает, увозя Мими, у которой Оскар даже не успел спросить имени.
Он посвящает все свое время ее поискам и находит случайно, когда уже вся надежда потеряна. Ему легко, даже слишком легко удалось завоевать ее сердце, давно ожидавшее прекрасного незнакомца. Их любовь длится очень бурно, но недолго: скоро Мими надоела Оскару. Он начинает искать способы избавиться от приевшейся любовницы. Да и дела с романом идут неважно: так ему и не удалось ничего написать. Оскару хочется обьяснить свои неудачи связью с "не той женщиной", он желает обрести новую музу и новое вдохновение.





Вначале он пытается отделаться от Мими обычными способами, принятыми в среде, где мужчины и женщины легко сходятся и расстаются, не придавая значения своим приключениям.
Однако то ли Мими была родом из другого, небогемного мира, то ли Оскар был слишком близок ее душе. Она упорно не желает верить, что больше нелюбима. А когда наконец понимает это, все равно не может уйти.
Она вызывает раздражение Оскара, и он начинает утонченно издеваться над девушкой, вовлекая в это своих приятелей и новых любовниц. Несчастная Мими все терпит, она подавлена и растоптана. Вдобавок, она обнаруживает, что беременна.
У Мими возникает извечная женская надежда, что теперь все будет по-другому. Оскар поддерживает в ней эту иллюзию в страхе стать причиной суицида. Однако его главная мысль - просто избавиться от девушки. Он покидает ее, оставив одну в самолете, улетающем на далекие острова.
Однажды ведущий все такую же беспутную и бесполезную жизнь Оскар попадает в аварию. Очнувшись в больнице, он обнаруживает, что всеми покинут: ни одной из бывших подружек он больше не нужен. И тут вновь появляется Мими. Время изменило и ее, и ее любовь, но не уничтожило, а искалечило. Светлое нежное чувство переродилось в страстную ненависть, которая находит удовлетворение не в ласке, а в причинении физических и нравственных мучений своему обьекту.
Юная наивная девушка превращается в хищницу, намеренно сделавшую своего возлюбленного инвалидом, чтоб ее добыча не смогла от нее убежать. В душе ее одна бесконечня разруха, и невозможность избавиться от этой боли, уйти, забыть и начать все сначала: ей нельзя было так многим жертвовать своей любви - душа прошла точку невозврата.



Оскар и Мими вновь живут вместе, в той же квартирке в Париже, но теперь все иначе. Теперь Оскар - бесконечно бесправный, унижаемый и терпящий. А Мими, пользуясь его беспомощностью, изобретает все новые и новые способы его помучить. Наверно только теперь Оскар понимает, что он сделал с Мими, и только это заставляет его со смирением принимать все, через что Мими заставила его пройти. Они заключают брак. Они уже нигде и  никогда не смогут жить друг без друга: взаимная боль и вина связывает их крепче, чем взаимная любовь или ненависть.

Оскар принимает не только свою физическую неполноценность, но и нравственную, и творческую. В их отношениях устанавливается странная гармония, основанная не на взаимной любви, а на  взаимной вине за погубленные судьбы. Однако даже ненаписанный роман нуждается в финале, несозданный сюжет - в развитии, несостоявшиеся судьбы - в осмыслении. 
Возможно именно логика сюжета, а не жизни привела эту странную пару на круизный лайнер. И Оскар, и Мими внутренне ощущают потребность поставить точку во всей этой странной истории. Судьба им помогает решить все задачи одним махом, посылая встречу в двумя другими героями фильма - Найджелом  и Фионой, благопристойной парочкой, отправившейся в круиз, чтоб освежить потускневшие чувства.

Обычные муж и жена

Найджел и Фиона женаты несколько лет, и вся их жизнь протекала правильным образом: они правильно познакомились, правильно прошли период ухаживаний, правильно поженились и правильно живут. Их брак был до упора благопристоен. И даже странно, как, спустя несколько лет, им обоим вдруг удалось обнаружить, что в их отношениях чего-то не хватает. Типичная история типичной современной семьи из хорошего общества. Они могли всю жизнь прожить, так и не заметив, что больше не нужны друг другу.  Однако, видимо, внутренний потенциал этих героев все же иной. Особенно - его героини, Фионы.
Ситуация заставляет ее страдать, и хотя в этой истории нет ни бурных страстей, ни разборок, но атмосфера полна внутреннего напряжения и приглушенной боли, которая скорее обращена к ситуации, чем к мужу. 
Молодая женщина, как и Мими прежде, хочет удержать любовь. Эта пара дошла по реперной точки, из которой Мими и Оскар сделали свой необратимый шаг, и именно в этот момент все герои фильма встречаются на корабле.
Найджел покорен обаянием таинственной и сексуальной Мими.  Он готов на интрижку, и может быть на что-то большее, чем интрижка. Он начинает добиваться Мими, но тут возникает Оскар на инвалидной коляске, в прямом и переносном смысле повсюду путаясь под ногами, с повествованием их с Мими истории. Найджел помимо своей воли заворожен и хочет понять происходящее.
Мими  и Оскар поступают с молодой парочкой довольно жестоко, но намного милосерднее, чем вероятно могла бы поступить с ними жизнь. Оскару удалось наконец поставить точку в своем так и ненаписанном романе. Точкой стала пуля в голове Мими на утро совращения Фионы и жестокого урока, который получил Найджел.
Оставшиеся вживых герои возможно снова обретут друг друга. Хотя после того, что им пришлось пережить, вряд ли когда-нибудь для них станет возможным тихое совместное проживание ради взаимного удобства.
Так в чем все-таки надежда для тех, кто встал перед фактом - любовь не вечна, и удержать ее силой не получится ценой даже самых жестоких жертв? Как не разлюбить женщину, которая была свидетельницей не твоего триумфа, а твоего унижения? Как не стать этой  самой женщиной, прочитавшей своего мужчину от корки до корки, но по несчастью не разлюбившей его?

Дорожный указатель

Пятый герой фильма - появляющийся эпизодически - это индус или сикх, плывущий с дочерью на том же теплоходе. Он словно ненавязчивая подсказка главным героям - вот он, смысл продолжать любить друг друга, выводить отношения на новый уровень, сохранять их. Должно быть, режиссер ввел его с мыслью указать западной цивилизации на восток, в сторону извечных партиархальных ценностей. Довольно символично, и слегка натянуто, но посыл вполне понятен.
Возможно, жизнь Мими и Оскара сложились бы совершенно иначе, родись их ребенок? Ну, а у Найджела и Фионы еще есть возможность вскочить в этот автобус. Мне кажется, они именно это и сделают. В конце-концов, только поэтому институт брака и доскрипел до наших дней.
Фильм очень парижский по атмосфере, очень печальный, местами совершенно безнадежный, он вобщем ничему никого не учит, не проповедует и не навязывает, а констатирует, как паталогоанатом.
Именно поэтому каждый может его посмотреть и сказать - "А, с жиру бесятся, придумывают проблемы", или "Так им всем и надо", и уйти с ощущением правильно проживаемой жизни.
А мне...мне дорога Мими, не знаю - почему, мы ни в чем не похожи, и я бы ни одного ее поступка в фильме не повторила. Но почему-то, когда думаю о том, что такое любовь, вновь и вновь  над темным городом возникает Горькая луна Мими, пахнущая полынью.  


другая точка зрения
фильм тут

Танец Мими


Тексты песен Mark King | Текст песни Bitter Moon
 

Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

Источник: http://blogs.mail.ru/inbox/ochiroonline/FC27390F8D8B07E.html
Категория: Мои статьи | Добавил: ochiro (18.03.2009) | Автор: Ochiro
Просмотров: 3548 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Надежда  
0
Мне очень понравилась ваша рецензия,давно искала что-то в сети,похожее на мои мысли об этом фильме.Если бы я умела писать рецензии,подписалась бы под каждым словом.
Это фильм-шедевр,доступный для понимания небольшому кругу людей.

Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [140]
Видео [1]
видеоклипы и ролики из сети, которые иллюстрируют статьи
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Copyright MyCorp © 2024